Долбяк чашечный
Долбяк – это металлорежущий инструмент, используемый в качестве оснастки долбежного станка. По форме он напоминает зубчатое колесо, но отличается наличием передних и задних углов на вершинах и боковых сторонах зубьев. Применяется, преимущественно, для нарезки зубьев прямозубых и косозубых передач.
Принцип работы и основные параметры долбяка
Долбяки зуборезные фиксируются на штосселе станка и производят металлорежущие операции методом обкаточного огибания. Рабочий цикл состоит из следующих движений:
- Движение резания или главное движение – перемещение инструмента вниз вдоль вертикальной оси.
- Отвод на небольшое расстояние во избежание трения задней поверхности инструмента об обработанную поверхность.
- Холостое движение вверх.
- Поворот инструмента относительно заготовки.
Таким образом, рабочий цикл состоит из возвратно-поступательного движения и вращения относительно собственной оси. Долбяк совершает круговую подачу, размер которой определяет толщину снятого слоя металла за один проход и измеряется по делительной окружности, а также радиальную подачу при врезании в заготовку. Профиль нарезаемого зуба представляет собой огибающую позиций режущих кромок долбяка.
Основные параметры долбяка:
- Модуль.
- Угол зацепления.
- Количество зубьев долбяка.
- Диаметр делительной окружности.
- Диаметр окружности выступов.
- Толщина зуба по окружности выступа и другие характеристики.
Виды долбяков
В современном машиностроении применяются следующие основные виды:
Долбяк чашечный – инструмент работающий в упор и поэтому его элементы крепления располагаются во втулке или специальной выемке.
Долбяк дисковый хвостовой – инструмент относительно малого диаметра и поэтому используется для мелкомодульных зубчатых колес или для передач с внутренним зацеплением.
Долбяки косозубые – применяются для изготовления шевронных и косозубых передач.
Долбяки комбинированные – инструмент, в котором часть зубьев являются черновыми с уменьшенной толщиной, часть – чистовая с расчетной толщиной зуба. Благодаря этому за один оборот инструмента получается окончательное готовое колесо.